Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование ИКТ на уроках технологии

(доклад на заседании учителей МО технологии, музыки и изо, август 2008 г.)

Использование ИКТ на уроках технологии

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образователь­ной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формиро­вание и совершенствование практических умений, навыков учащихся в эко­номном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, ухо­де за жилищем, в способах художественной обработки материалов, модели­рования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2.   Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, краси­вая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т. д. Но в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, презентаций. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее опти­мально решать поставленные на уроке задачи. Для решения обучающей зада­чи на уроке «Кулинария. 5 класс. Горячие напитки» используется презента­ция, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Пре­зентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся ак­туализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распростра­ненный, самый древний?), анализировать получаемую информацию (много­образие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (Лабораторная работа. Определение свойств разных ви­дов и сортов чая), делать выводы (какие химические элементы входят в со­став горячих напитков и каким образом они влияют на свойства этих напит­ков, какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизиру­ет учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащих­ся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностиче­ским средством.

Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных эксперимен­тов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого уча­щийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала оста­ется в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот матери­ал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех уча­щихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первона­чальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий ин­терес к науке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учи­тель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, спо­собствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, Заниматель­ность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажны.

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенно­стям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников эле­ментом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, вилворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового мате­риала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, ска­заний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятель­ность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ра­нее изученную тему или блок тем на уроке. Например, на уроке в 5 классе по теме «Горячие напитки» элементом занимательности служат легенды об от­крытиях человеком данных напитков, реализованные на слайдах презентации в виде рисунков, фото, текста и музыкального оформления - это новый мате­риал на уроке. На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швей­ной машины» - видеоролики об истории создания швейной машины и воз­можностях современных швейных машин. В 6 классе по теме «Ткани из на­туральных волокон» присутствует при повторении материала о волокнах растительного происхождения и при изучении нового материала о волокнах животного происхождения. В 7, 8 классах по теме «Прически, уход за воло­сами» - совершается путешествие в музей причесок различных эпох. В 8, 9 классах по теме «Мода, стили, силуэты» - учащиеся получают дополнитель­ную занимательную информацию о развитии представлений людей о моде, о различных силуэтах, которые были модными в разные эпохи. Есть возмож­ность познакомить учащихся с деятельностью великих кутюрье, таких как Шанель, Диор и т.д., побывать на показе мод известных Домов Моды.

Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр — все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у школьников. Например, сообщение о том, что чай как напи­ток был известен еще 3000 лет до нашей эры, а в России появился в 17 веке; кофе прописывали лекари как лекарство от «хандры и плохого настроения», шоколад получил свое имя от всемогущего ацтекского бога Чокоатль и его пили, в плитках шоколад появился в продаже 1659 году, «Чёрный как ночь, горячий, как огонь, чистый, как ангел, сладкий, как поцелуй любви» - эти слова являются яркой характеристикой свойств кофе, шелковое волокно про­изводят куколки невзрачной на вид бабочки под названием Тутовый шелко­пряд, сырьем для многих современных тканей служит газ, уголь и древесина и т.д.

В роли приема, входящего в методы формирования интересов к учению, выступают занимательные аналогии, например, при рассмотрении разнооб­разия видов чая проводятся аналогии между формой листочков чайного де­рева и веками человека, что делает легенду о возникновени чайного дерева еще более занимательной

Одним из приемов активизации деятельности является сопоставление на­учных и житейских толкований отдельных явлений, свойств. Например, при определении свойств горячих напитков и связи этих свойств с веществами, содержащимися в чае, кофе и какао и их влияние на организм человека.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоин­формацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намно­го сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изу­чаемой науке.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использо­вание презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстра­ций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышле­ние учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстра­ции особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредствен­ному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещен­ная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти че­рез все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций вы­свобождает большое количество времени, которое можно употребить для до­полнительного объяснения материала. 6. Заключение

«Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация - это путь к другому образо­ванию», - сказал один из специалистов в области информатизации образова­ния.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сде­лать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализиро­вать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стиму­лированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объек­тивного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся ме­тодически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.


 

Электронные учебники, пособия и презентации, применяемые на уроках технологии

Электронный учебник «Рукоделие» 6 класс

ММ пособие «Учимся шить» 5 класс

ММ пособие «Модная бижутерия»

ММ пособие «Коллекция схем для вышивки»

ММ пособие «Энциклопедия вкусной жизни»

Презентации к урокам  (5-7 классы)

Кулинария 5 класс:

"Режим питания, рациональное питание

"Ценность продуктов

Блюда из яиц

"Горячие напитки

"Бутерброды

Кулинария 6 класс:

"Блины

"Кисломолочные продукты

"Заготовка продуктов

"Сервировка стола

Кулинария 7 класс:

"Сладкие блюда и десерты

"Заготовка продуктов

"Сервировка стола

Материаловедение 5 класс:

"Лен

"Ткачество, полотняное переплетении

Материаловедение 6 класс:

"Виды ткацких переплетений

Материаловедение 7 класс:

"Виды волокон

Машиноведение 5 класс:

"Устройство швейной машины”

"Заправка нитей

Регулировка швейной машины

Ручные работы 5 класс:

Виды строчек

Ручные швы

Лоскутная пластика 5 класс:

”Изделия в лоскутной пластике”

Разработка эскиза прихватки

Конструирование и моделирование 6 класс:

"Виды юбок

"Мерки для построения чертежа юбки”

Конструирование и моделирование 7 класс:

"Стиль, требования к одежде

"Моделирование рукавов

Рукоделие 5 класс:

"Вышивание крестиком

"Изготовление куклы оберега Ангел””

Рукоделие 6 класс:

"Основы вышивки лентами

"Лоскутная пластика

"Изготовление куклы-закрутки

Рукоделие 7 класс:

"Квиллинг

"Декупаж

"Бисероткачество

"Уход за кожей, волосами


Категория: Мои статьи | Добавил: Lelik (03.12.2009)
Просмотров: 14893 | Комментарии: 26 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 5
5 Travelereluct  
0
I value content on web site. Kudos! Have a look at also my page

https://www.mistralbg.com/pochivki-turcia/antalia-belek почивка в мармарис турция

ptmis+

4 Natashaapent  
0
https://loveawake.ru - знакомства читать

3 Елена  
0
ак посмотреть учебники для дальнейшего использования ?

2 Раиса Бессараб  
0
как посмотреть все учебники и выбрать то, что нужно?

1 Ирина j  
-1
Как можно воспользоваться предложенными электронными учебниками и презентациями?

Имя *:
Email *:
Код *: